Language: Church Slavonic

жрец великий

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Жре́цъ вели́кїй
= первосвященник (ὁ ἀρχιερεύς) (?????). В ветхозаветных книгах название Первосвященник встречается в первый раз в истории царствования иудейского царя Иоаса (4 Цар. 12:10. 2 Парал. 24:6), а ранее называется просто священником или помазанным священником. Первосвященнику принадлежит высшая степень приближения к Богу, это видно из того, что один только он мог входить во Святое Святых, он только приносил жертву за грехи народа (Лев. 4:16), совершал служение в день очищения. Он же носил грехи посвящаемых (Исх. 28:38), т.е. жертв. В отношении к народу первосвященник был представителем всего народа, потому его грехи вменялись всему народу (Лев. 4:3), жертва за его грехи была так же за грехи всего народа. Первосвященник должен был отличаться высшей чистотой; он должен был избегать всякого повода к нечистоте. Он не должен был обнаруживать печаль при каких бы то ни было обстоятельствах; ему запрещены знаки траура: раздирание одежд и обнажение головы. Посвящение в первосвященника отличалось возложением особых одежд и помазанием мира. Помазание первосвященника отличалось от помазания священников: оно было изобильнее, почему о помазании первосвященника сказано «елей был вылит на голову» (Исх. 29:7. Лев. 8:12), и первосвященник называется «священником помазанным» (Лев. 4:3). Обязанности первосвященника были сходны с обязанностями священников, с той лишь разницей, что один первосвященник в день очищения приносил искупительную жертву за народ и входил во Святое Святых. Новопосвящённые первосвященники и священники семь дней не должны были выходить из скинии (Лев. 8:35; 10:7). Это указывало на необходимость твёрдого пребывания в освящении (7 дней означают полноту) и на необходимость желания делать всё, что бы не восхотел Бог (Кирилл Александрийский). В 7 дней совершалось полное посвящение в воспоминание сотворения Богом мира в 7 дней. Первосвященник и священники по прошествии семи дней приносили жертвы от себя и от народа. Первосвященник прообразовал Иисуса Христа (Пс. 109); а священники также – священство Христа, а равно всех членов церкви (Исайи 4:3. 1 Петра 2:9; Апок. 1:6).